Паспорт педагогического краеведческого проекта
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
учреждения образования
«Мстижский учебно-педагогический комплекс
детский сад-средняя школа Борисовского района»
Наименование педагогического проекта |
Педагогический краеведческий проект «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» |
Основания разработки проекта |
Наличие материалов краеведческого характера и желание педагогического коллектива, обучающихся и социума глубже изучить историю своей малой родины |
Авторы проекта |
Магерова Людмила Сергеевна, заместитель директора по основной деятельности, ответственный за туристско-краеведческую работу; Кушнеревич Лариса Владимировна, педагог социальный; Кушнеревич Ольга Ивановна, учитель истории; Маклак Маргарита Викторовна, учитель биологии; Момот Андрей Александрович, учитель географии; Пилипенок Лариса Алексеевна, директор филиала ГУДО «Центр экологии и туризма Борисовского района», учитель биологии; Рабецкая Елена Михайловна, учитель белорусского языка и литературы; Турчинович Татьяна Петровна, воспитатель дошкольного образования |
Цель проекта |
Создать эффективную действенную систему туристско-краеведческой работы в учреждении образования, способствующую формированию у подростков и молодежи патриотического сознания и гражданских качеств личности, получению учащимися дополнительных знаний по истории родного края |
Задачи проекта |
1.Создание системы краеведческой работы через урочную и внеурочную деятельность в период обучения и воспитания в учреждении образования от дошкольной ступени до выпускника; 2. Формирование у подрастающего и молодого поколения патриотического сознания и гражданских качеств личности; 3.Расширение знаний педагогов, обучающихся и жителей микрорайона учреждения образования по истории родного края; 4.Формирование у детей и подростков чувства гордости и уважения к своей Малой родине. |
Фамилия, имя, отчество, должность руководителя проекта |
Магерова Людмила Сергеевна, руководитель туристско-краеведческой работы, учитель истории государственного учреждения образования «Мстижский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Борисовского района» |
Участники проекта |
Руководство учреждения образования Учителя – предметники Классные руководители Воспитатели дошкольного образования Учащиеся и воспитанники дошкольной группы Родители |
Сроки реализации проекта |
Период обучения и воспитания в учреждении образования |
Ожидаемые результаты проекта |
Реализация данного проекта позволит: - повысить интерес всех участников педагогического краеведческого проекта к истории, традициям и обычаям родного края; - создать эффективную систему туристско-краеведческой работы в учреждении образования, направленную на формирование у подрастающего и молодого поколения патриотического сознания и гражданских качеств личности, чувства гордости и уважения к своей Малой родине; - создать кабинет краеведения как центр туристско-краеведческой работы, разработать учебные пособия по краеведению, методические рекомендации; - принимать результативное участие в исследовательской деятельности, в научно-практических конференциях и конкурсах по краеведению. |
Дата утверждения проекта |
29 августа 2016 года (протокол заседания педагогического совета от 29.08.2016 №1) |
Система организации контроля за реализацией проекта |
Непосредственный контроль осуществляет руководство учреждения образования. |
Актуальность проекта:
Для каждого человека, кроме страны, в которой он живёт, дороже всего на свете его малая родина. Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные, друзья. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу, и для каждого этот процесс происходит по-разному. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. И неважно, чем является твоя родина: большим промышленным городом или маленькой деревенькой. Главное то, что это всё родное, знакомое тебе с детства.
Родная земля – это колыбель, которая качает нас на волнах жизни. Она подхватывает, когда мы падаем, укрывает от всяческих невзгод и житейских передряг, учит нас человеческой доброте, взаимопомощи, преданной дружбе и верной любви.
Родину, как и отца с матерью, не выбирают, её принимают такую, какая она есть. И только взрослея, человек постоянно осознает свою принадлежность к матери-родине, ответственность за нее, а главное - несоизмеримую любовь к ней. Так рождается гражданин, так формируется патриот.
Каждая малая родина имеет свою неповторимую историю и природу, свои памятные места. Надо помнить и знать эту историю, сохранить эти красивейшие и уникальные места для будущих поколений, чтобы они знали и понимали, чем восхищались их предки, испытывали чувства любви и гордости за свой родной край.
Мстижский край – это древний край, который богат своей историей, своими обычаями и традициями, природа которого красива и богата. Именно поэтому разработан этот краеведческий проект, реализация которого поможет создать эффективную и действенную систему туристско-краеведческой работы в учреждении образования, способствующую формированию у подростков и молодежи патриотического сознания и гражданских качеств личности, получению учащимися дополнительных знаний по истории родного края.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Реализация данного проекта позволит:
- повысить интерес всех участников педагогического краеведческого проекта к истории, традициям и обычаям родного края;
- создать кабинет краеведения как центр туристско-краеведческой работы, разработать учебные пособия по краеведению, методические рекомендации;
- принимать более результативное участие в исследовательской деятельности, в научно-практических конференциях и конкурсах по краеведению.
Структура деятельности педагогического коллектива по реализации задач педагогического краеведческого проекта:
Решение задач по реализации педагогического краеведческого проекта осуществляется в различных видах деятельности с педагогами, учащимися, воспитанниками дошкольной группы и социумом (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, исследовательской).
Основные функции деятельности с позиции организаторов краеведческого проекта в учреждении образования:
Директор учреждения образования как руководитель педагогического проекта «Моя малая родина» реализует следующие направления проекта:
выработка стратегии взаимодействия субъектов с целью согласования и координации их деятельности;
поддержание связей учреждения образования с партнерами, заинтересованными в реализации проекта;
планирование работы педагогического коллектива по реализации проекта;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению;
проведение педагогических советов, производственных совещаний по рассмотрению вопросов организации туристско-краеведческой работы в учреждении образования.
Заместитель директора по основной деятельности как координатор туристско-краеведческой работы в учреждении образования, реализует следующие направления:
проводит консультации для учителей-предметников, классных руководителей по организации системы образовательного процесса, направленной на формирование патриота и гражданина;
организация участия одаренных детей в исследовательской деятельности, в творческих конкурсах краеведческого характера;
организует встречи учащихся с людьми, которые внесли определенный вклад в развитие Мстижского края, со знаменитыми выпускниками учреждения образования;
организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников по организации туристско-краеведческой работы в учреждении образования;
осуществление контролирующих функций за деятельностью классных руководителей, учителей-предметников по краеведческой работе.
Классные руководители, опираясь на педагогический проект «Моя малая родина» и план воспитательной работы учреждения образования:
составляют для конкретного класса план мероприятий по туристско-краеведческой работе, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников и обеспечивает качество их проведения;
организуют тематические и комплексные экскурсии и походы, направленные на изучение истории родного края;
проводят родительские собрания по проблеме формирования личности, способной уважать и ценить историческое прошлое своего народа, преумножать его обычаи и традиции.
Учителя-предметники и воспитатели способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства:
проектную и научно-исследовательскую деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
обеспечивают краеведческую направленность уроков и внеклассных мероприятий, формируют у учащихся и воспитанников гражданско-патриотические качества;
способствуют формированию у подрастающего поколения чувства гордости, любви и уважения к своей малой родине;
развивают интерес к жизни наших земляков, дают знания об истории родного края, его памятниках и архитектуре, вызывают интерес к жизни родного края;
знакомят с бытом и традициями белорусского народа, народными праздниками.
Библиотекарь регулярно подбирает литературу для педагогов и учащихся по туристско-краеведческой работе;
изучает читательские интересы в области краеведения и рекомендует литературу, помогающую расширить кругозор знаний по краеведению;
организует выставки книг и научно-исследовательских работ школьников по краеведению;
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий) по истории Мстижского края.
VI. Участники проекта
Руководство учреждения образования
Учителя – предметники
Классные руководители и воспитатели дошкольного образования
Учащиеся и воспитанники дошкольной группы
Родители
VII. Сроки и этапы реализации проекта
Сроки реализации краеведческого проекта «Моя малая родина»: период обучения и воспитания в учреждении образования.
I этап: организационный (проектный) – 1-ое полугодие 2016/2017 учебного года.
Цель: подготовка условий для краеведческой деятельности и реализации проекта «Моя малая родина».
Задачи:
изучить нормативно правовое обеспечение, регулирующее туристко-краеведческую работу в учреждении образования;
доработать, обсудить и наметить основные направления деятельности по реализации проекта;
проанализировать материально-технические, педагогические условия и возможности реализации проекта;
подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта;
составить план реализации проекта и ознакомить с ним участников.
II этап: деятельностный (практический) – период обучения и воспитания в учреждении образования.
Цель: реализация краеведческого проекта «Моя малая родина».
Задачи:
отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы деятельности участников проекта по его реализации;
обогащать содержание туристско-краеведческой работы;
развивать деятельность ученического самоуправления в организации работы по краеведению;
разработать методические рекомендации по организации туристско-краеведческой работы в учреждении образования;
вовлекать в систему туристско-краеведческой работы представителей всех субъектов образовательной деятельности.
проводить мониторинг реализации проекта.
организовать проведение экскурсий и походов по Борисовскому району, Мстижскому краю.
III этап - аналитический – проводится ежегодно в мае месяце.
Цель: анализ итогов реализации проекта за учебный год, обобщение передового педагогического опыта по организации туристско-краеведческой работы.
Задачи: обобщение результатов деятельности учреждения образования и всех участников проекта по организации туристско-краеведческой работы и использованию краеведческого материала в образовательном процессе;
коррекция затруднений в реализации проекта;
планирование дальнейшей работы по краеведению с учётом полученных результатов.
VIII. Прогнозируемая модель личности выпускника, участника педагогического краеведческого проекта «Моя малая родина» и ожидаемые результаты
Дошкольная ступень общего среднего образования |
I ступень общего среднего образования |
II ступень общего среднего образования |
III ступень общего среднего образования |
Выпускник дошкольной ступени общего среднего образования получит первоначальное представление о понятиях «Родина» и «малая родина» и первоначальные знания по истории родного края |
Выпускник начальной ступени общего среднего образования получит знания по истории Борисовского района и Мстижского края, узнает историю своей деревни. |
Выпускник II ступени общего среднего образования получит возможность расширить свои знания по истории Борисовского района и Мстижского края, заниматься исследовательской деятельностью по краеведению и использовать полученные знания на уроках и воспитательных мероприятиях. Расширяя свой кругозор в данном направлении, он сможет стать патриотом и достойным гражданином своей малой родины. |
Выпускник III ступени общего среднего образования получит достаточно обширные знания в области краеведения, что сформирует у него чувства любви и гордости к своему родному краю. |
X. Мероприятия по реализации
основных направлений педагогического краеведческого проекта
«Моя малая родина»
Организационная работа |
||||
1. |
Обеспечить деятельность педагогического коллектива по туристско-краеведческой работе в соответствии с педагогическим проектом «Моя малая родина» |
постоянно |
директор |
проект |
3. |
Создание школьного совета по краеведению и творческой группы по реализации проекта |
ноябрь, постоянно |
директор |
план работы протоколы |
4. |
Анализ деятельности педагогического коллектива по туристско-краеведческой работе |
май |
директор |
информа-ция |
5. |
Обеспечение учреждения образования документацией и материалами по туристско-краеведческой работе |
постоянно |
заместитель директора по осн. деят., директор |
|
6. |
Пополнение библиотечного фонда литературой и методическими материалами по туристско-краеведческой работе |
постоянно |
библиоте- карь |
|
7. |
Проведение походов и экскурсий по родному краю |
каникуляр- ный период |
кл.рук. |
|
8. |
Организация работы объединений по интересам по туризму и краеведению |
в теч.года |
зам.директо-ра по осн.деят. |
|
9. |
Организация работы факультативных занятий краеведческого направления |
в течение года |
зам.директо-ра по осн.деят. |
|
10. |
Выпуск газеты «Мой край» |
ежеквар- тально, 2017 года |
зам.директо-ра по осн.деят. |
|
11. |
Осуществление взаимодействия с другими структурами по вопросам развития краеведческой деятельности |
постоянно |
директор |
|
12. |
Уход за парком Слизеней |
постоянно |
классные руководители |
|
13. |
Проведение экскурсий, бесед, выступлений по истории Мстижского края перед населением микрорайона |
постоянно |
директор |
|
14. |
Создание виртуальной экскурсии на сайте учреждения образования «Великий Мстижский край» |
до 01.09.2017 |
директор |
|
15. |
Создание кабинета краеведения |
до 01.09.2017 |
директор |
|
Работа с педагогическими кадрами |
||||
1. |
Разработка методических рекомендаций для классных руководителей по организации туристско-краеведческой работы |
постоянно |
директор, заместитель директора по УВР |
рекомендации |
2. |
Семинар по теме «Методика краеведческой работы в учреждении образования» |
март 2017 |
директор |
материалы семинара |
3. |
Тренинг «Использование материалов краеведения в образовательном процессе» |
апрель 2017 |
директор |
|
4. |
Отчеты классных руководителей по туристско-краеведческой работе |
май |
директор |
|
5. |
Изучение нормативно правовой базы по туристско-краеведческой работе |
январь 2017 |
директор |
|
6. |
Разработка внеклассных мероприятий и классных часов по краеведению |
постоянно |
кл.рук. |
сценарии |
Работа с родителями |
||||
1. |
Родительское собрания «Роль семьи в привитии любви и уважения к родному краю" |
май 2017 |
директор |
протокол, рекомендации |
2. |
Привлечение родителей к участию в проекте «Моя малая родина» |
постоянно |
классные руководители |
|
3. |
Знакомство родителей с историй родного края: проведение экскурсий, бесед и других мероприятий |
постоянно |
постоянно |
|
Работа с учащимися |
||||
1. |
Организация работы факультативных занятий, кружков и клубов по краеведению |
постоянно |
директор |
|
2. |
Использование материалов краеведческого характера в образовательном процессе |
постоянно |
кл.рук., учителя-предметники |
|
3. |
Создание кабинета краеведения, подготовка экскурсоводов из числа учащихся |
до 01.09.2017 |
директор |
|
Тематика мероприятий в рамках реализации проекта «Моя малая родина» |
||||
Общешкольные мероприятия |
||||
1. |
Конкурс рисунков «Моя малая родина» |
октябрь, ежегодно |
учитель ИЗО |
|
2. |
Конкурс чтецов «Читаем о Родине большой и малой» (с использованием произведений бывших выпускников) |
декабрь, ежегодно |
учителя литературы |
|
3. |
Конкур сочинений «Родина любимая моя» |
январь, ежегодно |
учителя литературы |
|
4. |
Конкурс презентаций «Моя деревня – мой дом родной» |
январь |
кл.рук. |
|
5. |
Экскурсии по кабинету краеведения |
постоянно |
директор |
|
6. |
Изучение материалов топонимического, краеведческого и этнографического характера по истории родного края |
постоянно |
директор |
|
7. |
Посещение краеведческого музея г.Борисова |
один раз за период обучения в школе |
кл.рук. |
|
8. |
Акция «За чистоту родного края» |
апрель-май |
педагог-организатор |
|
9. |
Вечер встречи выпускников, организация встреч со знаменитыми выпускниками |
февраль, постоянно |
зам.директо-ра по осн.деят. |
|
10. |
Неделя краеведения |
март, постоянно |
директор |
|
11. |
Праздники деревень |
апрель, постоянно, по графику |
директор |
фоторепортаж |
Дошкольная группа |
||||
1. |
Моя Родина – Беларусь |
сентябрь |
воспитатель |
сценарий |
2. |
Моя малая родина – Мстижский край |
октябрь |
воспитатель |
сценарий |
3. |
Заочные путешествия по Мстижскому краю |
ноябрь |
воспитатель |
сценарий |
4. |
Почему мою деревню так зовут? |
декабрь |
воспитатель |
материалы |
5. |
Достопримечательности Мстижского края |
январь |
воспитатель |
презента-ция |
6. |
Легенды Мстижского края |
февраль |
воспитатель |
|
7. |
Наши знаменитые земляки |
март |
воспитатель |
|
8. |
Мстижский край и Великая война |
май |
воспитатель |
|
9. |
Наш край сегодня |
апрель |
воспитатель |
|
10. |
Экскурсии по родному краю |
май |
воспитатель |
фоторепортаж |
1 класс: «Моя Родина» |
||||
1. |
Моя Родина – Республика Беларусь |
октябрь |
кл.рук. |
сценарий |
2. |
Борисовщина – наш край родной |
декабрь |
кл.рук. |
сценарий |
3. |
Мстижский край – моя малая родина |
февраль |
кл.рук. |
сценарий |
4. |
Моя деревня – мой дом родной |
апрель |
кл.рук. |
сценарий |
5. |
Экскурсии по родному краю |
май |
кл.рук. |
фоторепортаж |
2 класс: «Моя Родина» |
||||
1. |
Символы моей республики |
октябрь |
кл.рук. |
сценарий |
2. |
Символы Борисовщины |
декабрь |
кл.рук. |
сценарий |
3. |
Традиции Мстижского края |
февраль |
кл.рук. |
сценарий |
4. |
Традиции моей семьи |
апрель |
кл.рук. |
сценарий |
5. |
Экскурсии по родному краю |
май |
кл.рук. |
фоторепортаж |
3 класс: «История моей Родины» |
||||
1. |
История моей страны |
октябрь |
кл.рук. |
сценарий |
2. |
История Борисовщины |
декабрь |
кл.рук. |
сценарий |
3. |
История Мстижского края |
февраль |
кл.рук. |
сценарий |
4. |
Родословная моей семьи |
апрель |
кл.рук. |
сценарий |
5. |
Экскурсии по родному краю |
май |
кл.рук. |
фоторепортаж |
4 класс: «Достопримечательности моей страны и моего края» |
||||
1. |
Достопримечательности Республики Беларусь |
октябрь |
кл.рук. |
сценарий |
2. |
Достопримечательности Борисовщины |
декабрь |
кл.рук. |
сценарий |
3. |
Достопримечательности Мстижского края |
февраль |
кл.рук. |
сценарий |
4. |
Достопримечательности моей деревни |
апрель |
кл.рук. |
сценарий |
5. |
Экскурсии по родному краю |
май |
кл.рук. |
фоторепортаж |
5 класс: «Памятники природы Мстижского края» |
||||
1. |
Турьи горы – начало Мстижа |
октябрь |
кл.рук. |
сценарий |
2. |
Князь-камень |
декабрь |
кл.рук. |
сценарий |
3. |
Камни-быки |
февраль |
кл.рук. |
сценарий |
4. |
Парк Слизеней |
апрель |
кл.рук. |
сценарий |
5. |
Экскурсии по родному краю |
май |
кл.рук. |
фоторепортаж |
6 класс: «Откуда имя твое, деревня» |
||||
1. |
Мстиж, Волоки, Загорье, Горожанка, Мрай |
октябрь |
кл.рук. |
сценарий |
2. |
Дедиловичи, Заречье, Воровского, Горовец |
декабрь |
кл.рук. |
сценарий |
3. |
Броды, Недаль, Воилово, Холмовка, Мажница |
февраль |
кл.рук. |
сценарий |
4. |
Нивки, Маковье, Уборок |
апрель |
кл.рук. |
сценарий |
5. |
Экскурсии по родному краю |
май |
кл.рук. |
фоторепортаж |
7 класс: «История моей малой родины» |
||||
1. |
Мстижский край: от истоков до 18 века |
октябрь |
кл.рук. |
сценарий |
2. |
Период Слизеней |
декабрь |
кл.рук. |
сценарий |
3. |
Мстиж в 1917-1941 г.г. |
февраль |
кл.рук. |
сценарий |
4. |
Мстиж, опаленный войною |
апрель |
кл.рук. |
сценарий |
5. |
Мстижский край сегодня |
май |
кл.рук. |
сценарий |
6. |
Экскурсии по родному краю |
май |
кл.рук. |
фоторепортаж |
8 класс: «Исследуя Мстижский край» |
||||
1. |
История Мстижа в устном народном творчестве |
октябрь |
кл.рук. |
сценарий |
2. |
Слизени: родословная от А до Я |
декабрь |
кл.рук. |
сценарий |
3. |
Легенды Мстижского края |
февраль |
кл.рук. |
сценарий |
4. |
Легенды Мстижского края |
апрель |
кл.рук. |
сценарий |
5. |
Экскурсии по родному краю |
май |
кл.рук. |
фоторепортаж |
9 класс: «Земляки» |
||||
1. |
Династия Бузо |
октябрь |
кл.рук. |
сценарий |
2. |
Школа гордится ими |
декабрь |
кл.рук. |
сценарий |
3. |
Школа гордится ими |
февраль |
кл.рук. |
сценарий |
4. |
Герои войны и труда |
апрель |
кл.рук. |
сценарий |
5. |
Экскурсии по родному краю |
май |
кл.рук. |
фоторепортаж |
10 класс: «И помнит Мстиж сожженный» |
||||
1. |
Сожженные деревни Мстижского края |
октябрь |
кл.рук. |
сценарий |
2. |
Судьба мстижских евреев |
декабрь |
кл.рук. |
сценарий |
3. |
Партизанское движение на территории Мстижского края |
февраль |
кл.рук. |
сценарий |
4. |
Навечно в памяти народной |
апрель |
кл.рук. |
сценарий |
5. |
Экскурсии по местам боевой славы Мстижского края |
май |
кл.рук. |
фоторепортаж |
11 класс: «Обобщающий курс по истории Мстижского края» |
||||
1. |
Мстижский край во II-XVII веках |
октябрь |
кл.рук. |
сценарий |
2. |
Роль дворянского рода Слизеней в развитии Мстижского края |
декабрь |
кл.рук. |
сценарий |
3. |
Мстиж в 1917-1990 г.г. |
февраль |
кл.рук. |
сценарий |
4. |
Мстиж сегодня |
апрель |
кл.рук. |
сценарий |
5. |
Экскурсии по родному краю |
май |
кл.рук. |
фоторепортаж |
Формы проведения мероприятий определяются организаторами и участниками.